МАТЕРИАЛЫ ЭФИРОВ 2010

14 октября 2010

Аудиозапись передачи "Ораторское искусство - аспекты выступления".


1 октября 2010

Аудиозапись передачи "Ораторское искусство - подготовка речи".


Основные аспекты подготовки выступления:

Тема речи, ее формулировка очень важна для аудитории: слушатели именно на нее (формулировку) в первую очередь и собираются; таким образом, неудачно или неправильно сформулировав тему своего грядущего выступления, оратор не только введет свою аудиторию в заблуждение, но и плохо повлияет на ее состав: придут не те люди, а те, наоборот, не придут.

Упражнение. Конкретизируйте названия следующих тем с учетом аудитории, для которой предполагается выступление.
1. Тема: «Приспособляемость».
Аудитории: студенты-биологи; студенты-психологи; менеджеры.
2. «Творчество».
Аудитории: начинающие поэты; мальчишки-хулиганы, задержанные милицией; многодетные отцы.
3. «Сам себе кулинар».
Аудитории: любители сладкого; молодые жены; фотографы.

Пафос речи – это цель ее воздействия на аудиторию. Для того чтобы определить пафос речи, оратор должен ответить на вопрос: «С какой целью для публики я хочу произнести речь?» Пафос речи обычно прямо соотносится с темой речи.
Распространенные примеры пафоса:
- ознакомить публику с темой речи;
- дать аудитории новое понимание темы речи, отличное от ранее имеющегося;
- высмеять распространенные неправильные взгляды на тему;
- углубить понимание темы аудиторией;
- на материале речи развеселить публику и поднять ей настроение.

Упражнение. Придумайте возможные варианты пафоса речи для следующих тем и выразите его в прямых словах, адресованных слушателям.
1. Земледелие в жизни народов средневековой Европы.
2. Собака и кошка в городской квартире.
3. Начинающая теща: как себя вести с дочерью и зятем?

Позиция, роль и функция оратора. Оратор входит в определенные отношения с аудиторией, причем эти отношения могут меняться в процессе речи. В случае гомилетики, то есть цикла выступлений данного оратора для одной и той же аудитории, эти отношения складываются постепенно и через некоторое время оказываются весьма устойчивыми, так что оратору безусловно следует о них думать и строить удобным для себя и правильным для аудитории образом. Но и для ораторики, то есть искусства произнесения однократной для данной аудитории речи, тема отношений между оратором и аудиторией также является весьма актуальной.
Позиция оратора по отношению к аудитории для аудитории очень важна эта позиция; и хотя она может не быть выражена оратором в прямых словах и даже осознана им, она чувствуется аудиторией уже с первых фраз выступления (иногда даже по тому, как оратор подходит к микрофону или поднимает голову, чтобы начать говорить).
Какой же может быть позиция оратора? Ниже представлены примеры таких позиций, сформулированные от лица оратора, обращающегося к аудитории.
1. Я – один из вас, такой же, как и вы, чисто случайно оказавшийся на сцене.
2. Я – ваш покорный слуга, вы - мой уважаемый коллективный заказчик..
3. Я – ваш крутой босс, вы – мои строптивые подчиненные.
5. Я – ваш информированный друг, а вы любопытны до моей информации.
6. Я – ваш безответственный советчик-доброжелатель.

Упражнение. Для следующих тем выступлений и указанных аудиторий сформулируйте две позиции оратора по отношению к аудитории:
а) с вашей точки зрения, естественную и правильную;
б) совершенно неприемлемую для вас в роли слушателя.
Тема: «Черепаха в городской квартире».
Аудитории: дети-дошкольники; элитная публика; наркоманы на излечении; студенты-филологи.
Тема: «Честь и совесть простого человека».
Аудитории: старшие школьники; студенты-юристы; католики на проповеди; взрослые собственные дети оратора.

Роль оратора. Обычно оратор берет на себя в отношении аудитории определенную роль, которая часто отражена в его позиции по отношению к аудитории:
Квалифицированный Информатор
Учитель-Предметник
Духовный Лидер
Опытный Наставник
Нелицеприятный Критик Аудитории
Самовыражающаяся Знаменистость
Случайный Прохожий.

Упражнение. Для следующих тем и аудиторий придумайте наиболее адекватные, на ваш взгляд, роли для оратора. Укажите также совершенно неуместные (неприемлемые) ораторские роли.
Тема: «Мужество и решительность – основа мужского характера».
Аудитории: мальчики-подростки; солдаты-призывники; юноши-студенты консерватории; старики-пенсионеры.
Тема: «Зачем правильно говорить и писать по-русски?»
Аудитории: школьники-младшеклассники; молодые поэты; иностранцы, изучающие русский язык.

Функции оратора перед аудиторией. Оратору бывает полезно взглянуть на себя глазами аудитории, и тогда ему сразу становится понятным вопрос о его функции на сцене; этот вопрос от аудитории можно сформулировать так: «Зачем ты нас собрал?» - или: «Что ты для нас (с нами) делаешь?»
Ниже приведены некоторые варианты ответа оратора на этот вопрос; однако важно, устроит ли этот ответ публику, которая его почувствует, даже если оратор попытается его от нее скрыть. У оратора по отношения к аудитории могут быть следующие функции:
- развлечение публики
- наставление слушателей на путь истинный
- концентрация внимания аудитории на сути проблемы
- отвлечение внимания аудитории от сути проблемы
- обучение аудитории
- изменение точки зрения слушателей.

Упражнение. Для следующих тем определите естественные функции оратора, а также функции, которые ему безусловно не рекомендуется брать на себя. Тип аудитории определите самостоятельно.
1. «Бегемот как явление природы и как символ в современной культуре».
2. «Роль игр в куклы в воспитании из девочки будущей матери и любовницы».
3. «Культура еды и здоровье».
5. «Этика развода в семье с детьми».

Метафорический образ выступления. Готовясь к выступлению, оратору полезно задуматься о развернутой метафоре своего выступления, в которой символически будут представлены он сам и публика, а также общая ситуация в зале. Конечно, оратору важно подготовиться по существу речи, например, отобрать и структурировать материал для нее; но не менее важно оратору помыслить себя, публику и речь в едином метафорическом образе, и попытки придумать и тщательно оформить этот образ не будут напрасными: делая это, оратор мистическим путем влияет на свою будущую публику и на выступление в целом. К метафорическому образу своего выступления оратору следует вернуться после своего выступления, во время послеречия, и скорректировать этот образ в соответствии с тем, как фактически происходили события в зале.
Ниже приведены различного рода метафоры, которые могут быть использованы оратором в качестве основы для составления развернутого, подробного метафорического образа своего выступления.
1. Пастух пасет свое стадо на природе.
2. Садовод ухаживает за растениями в своем саду.
3. Кошка вылизывает своих котят.
4. Плотник-корабельщик ищет в лесу корни на шпангоуты.
5. Черт мутит воду в озере.

Упражнение
а) Придумайте итоговые метафорические образы для своих типичных выступлений (в том числе перед близкими людьми, семьей и друзьями).
б) Придумайте метафорические образы выступлений (чужих и своих), которые вам понравились или резко не понравились и надолго запомнились.
в) Подумайте, какие метафорические образы выступлений вам [в роли оратора; в роли слушателя] близки, а какие – для вас неприемлемы.

Упражнение. Придумайте метафорические образы для темы «Профилактика физических травм» для следующих аудиторий:
Десантники; водители тяжелых грузовиков; младшие школьники; старшие школьники; студенты-театралы; новобрачные; разнорабочие; яхтсмены-кругосветники.

Логос речи - те слова и краткие словосочетания, которые оратор использует для выражения главных смыслов своего выступления; нередко эти слова характеризуют как ключевые для речи. Таким образом, логос речи – это набор ее ключевых слов, а также смысловых отношений между ними.
По поводу каждого ключевого слова оратор на этапе подготовки речи должен определиться, к какой категории из перечисленных ниже это слово относится.
а) Знакомое аудитории слово, которое не требует никаких комментариев.
б) Знакомое аудитории многозначное слово, которое будет употребляться оратором лишь в одном из его смыслов, и этот смысл нужно специфицировать (определить, обозначить).
в) Малознакомое аудитории слово, смысл которого она представляет себе весьма туманно, и оратор должен этот смысл уточнить.
г) Незнакомое аудитории слово, значение которого оратор должен объяснить, прокомментировать и проиллюстрировать примерами.

! Важно: этой классификации «аудитория» не означает «большинство»; скорее ее надо понимать как «все без исключения слушатели». Если какой-то термин неизвестен хотя бы одному слушателю, то лучше его объяснить и прокомментировать – так или иначе, эти объяснения нужным оратору образом настроят аудиторию и ее объединят.

Упражнение. Подумайте, как бы вы определили перечисленные ниже понятия «невиновность»для указанных аудиторий:
Психологи-практики; адвокаты; дети 5-7 лет; подростки; школьные учителя; студенты-историки; цыплята-подростки.

Топы речи – это общие для оратора и аудитории утверждения или позиции, то есть суждения (высказывания) оратора, которые не вызывают возражений (или не должны, по крайней мере их вызывать) ни у кого из присутствующих на выступлении. Иными словами, топ – это тривиальность, по крайней мере, для аудитории и оратора. Зачем же ее произносить?
Однако для озвучивания оратором топов есть существенные причины, и главные из них заключаются в том, что топ объединяет аудиторию и соединяет ее с оратором, а также настраивает аудиторию и оратора на тему выступления (или на один из ее аспектов).
Было бы неправильно думать, что собравшаяся перед оратором аудитория в самом начале его выступления уже объединена и уже настроена на тему выступления. Чаще всего ни того, ни другого не наблюдается: публика во-первых, разрозненна, а во-вторых, каждый думает (или даже разговаривает) о чем-то своем, и для оратора эта ситуация неприемлема. Для того чтобы успешно выступить, оратору нужно настроить аудиторию на нужную ему волну, собрать ее внимание и хотя бы частично объединить ее общим интересом - и как раз для этого служат топы.
Другая, дополнительная, цель топа – он помогает оратору установить дружественные или по крайней мере неантагонистические отношения с аудиторией и попутно показать некоторые свои позиции по отношению как к теме, так и к слушателям.

Упражнение. Для следующих тем придумайте топы и стилистику их произнесения (интонации, мимику, жесты), которые оттранслируют аудитории указанные позиции оратора.
1. Тема: «Приготовление вкусного завтрака холостяка в течение 10 минут».
Позиции (установки) оратора:
а) Открытость и доброжелательность.
б) Опыт и мастерство.
в) Жалость к аудитории.
г) Ой, как вкусно!
2. «Редкие и трудно излечимые болезни кожи».
Позиции оратора:
а) Что уж тут поделаешь...
б) Все вылечим!
в) Уж я вас напугаю!
г) Главное – это опыт и ученость.

Риторическая пирамида прорисовывается уже в первых фразах оратора – то, как он соотносит по высоте (то есть по главности) три основных риторических агента: себя, тему и аудиторию. Всего существует шесть риторических пирамид, которые перечислены ниже; в описании пирамиды первым стоит наивысший (главнейший) риторический агент, последним – наинизший.

Пирамида проповедника: тема – оратор – аудитория.
В этой пирамиде выше всего стоит тема речи, ниже располагается оратор, а еще ниже – аудитория. Эта пирамида характерна для проповеди, или же для лекции по высокой теории, адептом которой выступает оратор, а начальными учениками – слушатели.
Примеры предъявления оратором пирамиды проповедника:
- Тема совести и долга в делах человеческих – неисчерпаема, и я поделюсь с вами лишь немногим – но теми соображениями, которые в ходе моих многолетних исследований представились мне для моих современников наиважнейшими.
- Я занимаюсь бегом трусцой немного, лишь пять лет, но некоторый опыт у меня все же собрался, и для вас, новичков, он может оказаться полезным.
Пирамида эксперта: оратор – тема – аудитория.
В этой пирамиде на высшем (самом главном) месте стоит оратор, на втором – тема, освоенная им до тонкостей и им превзойденная, и на третьем – слушатели, которые в теме разбираются плохо. Эта пирамида типична для обучающих речей (например, лекции в институте) и для популярных выступлений, где выступает специалист, знающий тему досконально.
Примеры предъявления оратором пирамиды эксперта:
- Я родился и вырос в этом лесу, поэтому слушайте внимательно, что я вам расскажу о безопасности в наших диких краях.
- Тема наша в принципе совсем не сложная, если в ней освоиться, чем мы сейчас и займемся.
Пирамида начальника: оратор – аудитория – тема.
Эта пирамида характерна для аудитории, перед которой оратор ставит несложные задачи или обсуждает простые для нее вопросы; при этом оратор мыслит себя как авторитет для аудитории. Пирамида начальника характерна для подготовленной аудитории, хорошо разбирающейся в теме выступления; оратор при этом выступает как бы в роли дирижера оркестра профессиональных музыкантов.
Примеры предъявления оратором пирамиды начальника:
- Ну, вы тут люди опытные собрались, поэтому я сразу перехожу к сути дела: что мне от вас требуется и как вы будете об исполнении докладывать.
- Задача наша простая и всем понятная, а конкретно что к чему, я сейчас вам объясню.
Пирамида слуги: аудитория – оратор – тема.
Эта пирамида характерна для оратора, который берет на себя нижестоящую по отношению к уважаемой и почтенной аудитории роль; при этом оратором обсуждается тема, простая как для него, так и для аудитории. Пирамида слуги часто используется при отчете исполнителя, хорошо разобравшегося в теме и представляющего ее своему начальству как достаточно простую. Другой пример – рассказ ребенка своим родителям о своих делах и мелких проблемах, с которыми родители легко справятся.
Примеры предъявления оратором пирамиды слуги:
- Обращаясь к уважаемой аудитории, хочу рассказать о моих исследованиях совершенно частной задачи, изученной мной до малейших подробностей.
- Сейчас, мамочка и папочка, я вам все расскажу о своем ужасном дне, и пожалуюсь на негодяя Павлика!
Пирамида аспиранта: тема – аудитория – оратор.
Эта пирамида ставит оратора ниже аудитории, но при этом аудиторию ниже темы. Эти пирамида естественна, например, при защите оратором своей диссертации на ученом совете, а также при обращении человека к людям, от которых он зависит, когда тема обращения поднимается на принципиальную высоту (например: «Прошу во имя справедливости»).
Примеры предъявления оратором пирамиды аспиранта:
- Есть темы по самой своей природе неисчерпаемые, и я лишь слегка прикоснусь к одной из них, отдавая себе отчет в том, перед какой аудиторией (поднимает глаза вверх) я сегодня выступаю. (низко кланяется)
- Я буду сегодня говорить о красоте - теме, волновавшей человечество во все времена, хотя мне и трудно выступать перед такой высокоученой и многоопытной аудиторией, разбирающейся в эстетике куда лучше меня.
Пирамида шута: аудитория – тема – оратор.
Эта пирамида ставит на высшее место аудиторию, а на низшее - оратора. Такая пирамида может быть использована оратором, который приглашает уважаемую и почтенную аудиторию помочь ему в решении для нее несложной, но для него самого весьма трудной задачи. Также эта пирамида естественно возникает, когда оратор берет на себя как бы чисто технические роли (секретарь, чтец и т. п.) или вовсе маскирует свою личность и личное участие в происходящем, делая вид, что аудитория сама постигает не сложную для нее тему.
Примеры предъявления оратором пирамиды шута:
- Я попал сюда случайно и ни на что не претендую. Пару слов, однако, скажу, хоть в теме моего выступления собравшиеся наверняка куда больше моего понимают и превзошли ее в совершенстве.
- Фактически я сегодня выступаю в роли технического администратора - буду собирать и упорядочивать ваши мнения по разным вопросам, относящимся к теме нашей встречи, где вы – эксперты.
- Я всего лишь предложу вашему вниманию некоторые факты в области, где вы разбираетесь куда лучше меня, и знаете ее досконально.

Упражнение
1. Подумайте, пирамиды какого рода по приведенным классификациям вам ближе, а какие для вас неприятны или вовсе неприемлемы (в роли оратора; в роли слушателя).
2. Подумайте, какие ораторские пирамиды вы регулярно используете в своих выступлениях, а какие - редко? Какие пирамиды вы не используете никогда? Какие риторические пирамиды для вас в роли слушателя естественны, а какие вы не принимаете категорически?
3. Послушайте речи ваших знакомых, адресованные к вам и другим людям (коллективам). Попытайтесь определить их риторические пирамиды, и подумайте, насколько адекватны эти пирамиды ожиданиям слушателей?

УпражнениеОпределите по фрагменту речи, выше или ниже своей темы ставит оратор аудиторию. Приведите свои примеры.
1. - Это для вас, может быть, и маленький вопрос, но мы его все же обсудим.
2. - Это для вас несомненно важно и интересно.
3. - Мне немного совестно предлагать вниманию столь серьезных людей такую несложную проблему…
4. - Снизойдите до понимания…

УпражнениеПридумайте первую фразу речи для каждой из следующих тем, предъявив в этой фразе риторическую пирамиду, которую вы сочтете правильной для данной речи. Укажите эту пирамиду.
1. Директор школы выступает перед выпускниками.
2. Стареющий отец на своем дне рождения критикует своих взрослых детей.
3. Школьник поздравляет маму с днем рождения.
4. Сотрудники фирмы в шуточной форме поздравляют начальника с днем рождения.
5. Женщина среднего возраста прощает окончательно своего бывшего любовника, ее когда-то бросившего, и благодарит его за то хорошее, что у них было.

Флаг оратора – это мысль, тезис или позиция, которую оратор выставляет в своем выступлении вперед и им «размахивает», то есть произносит несколько раз и с большим воодушевлением (или иной ярко выраженной эмоцией) в определенные моменты своего выступления. Иногда флаг находится в подсознании оратора, и он пытается им размахивать перед аудиторией, сам того не замечая, что не очень эффективно и может вызывать не понятные оратору эффекты, особенно когда этот флаг действует на аудиторию, как красная тряпка на быка.
Флаги бывают нескольких видов.
Топовый флаг. Это флаг, являющийся топом. Такой флаг сам по себе очевиден и авторитетен для аудитории, и оратор может на него опираться в любой нужный ему момент. Однако злоупотребление таким флагом в узких для оратора местах может вызвать у аудитории подозрение в его односторонности, предвзятости или (хуже) некомпетентности:
Тема речи: «Игрушка в жизни ребенка», аудитория: Родители малых детей, флаг: «Ребенок тянется к игрушкам».
Поднимаемый флаг. Этот флаг представляет собой утверждение, известное аудитории, но истинность и значимость которого в начале речи неочевидна для слушателей, и оратор в течение своего выступления доказывает его справедливость и важность:
Тема речи: «Теща как фактор жизни молодого зятя», аудитория: молодожены, флаг: «От тещи многое зависит».
Разворачиваемый флаг. Этот флаг представляет собой новую для аудитории мысль, которую оратор в течение выступления раскрывает и иллюстрирует с разных сторон, доказывая ее значимость.
Тема речи: «Старость как факт жизни», аудитория: пожилые люди, флаг: «Старость дает многие возможности».

Упражнение
Разверните флаг в следующей ситуации:
Тема речи: «Радикальные перемены в жизни», аудитория: страдающие от экзистенциального кризиса тридцатилетки, флаг: «Невозможно быть до конца откровенным с собой».

Упражнение. Для каждой из следующих тем и трех разных аудиторий по вашему выбору придумайте адекватные, на ваш взгляд, флаги, и определите, какому виду (топовый, поднимаемый, разворачиваемый) они относятся.
«Породистые собаки».
«Культура отношений в семье».
«Искренность в любви – есть ли границы?».

Опоры оратора Оратор не может выступать «просто так»: все-таки выступление это всегда в некотором смысле единоборство одного со многими, и потому этот «один», то есть выступающий, должен на что-то опираться, сознательно или бессознательно. Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные опоры оратора.
Персональные опоры. Это опоры оратора, которые не зависят ни от конкретной темы, ни от аудитории, но связаны с личными качествами самого оратора. Это могут быть следующие его умения и способности:
- умение гладко говорить
- высокая энергия, напор
- мудрость
- личная харизма
- чувство юмора
- дипломатичность
- умение не поддаваться собственным эмоциям
- глубокое желание публично просвещать и наставлять.
Профессиональные опоры. Это качества и способности оратора, обеспечивающие его умение взаимодействовать с аудиторией. Ими могут быть:
- выразительная внешность
- красивый голос;
- способность гипнотического воздействия на зал
- артистизм
- умение не поддаваться эмоциям аудитории
- навыки ведения дискуссии в зале
- умение приводить простые и ясные аудитории примеры
- умение найти адекватные аудитории аргументы
- опыт публичных выступлений
- владение общими и специальными ораторскими техниками (о них речь пойдет в следующей радиопередаче).
Тематические опоры. Это опоры оратора, связанные с темой выступления. Например, ими могут быть:
- опыт и высокая квалификация оратора в теме
- хорошая информированность оратора в теме
- личные знакомства оратора с авторитетами по теме выступления
- убежденность (уверенность) оратора в своих позициях и идеалах.
Ситуативные опоры. Это опоры оратора, связанные с конкретной ситуацией выступления, и в первую очередь с собравшейся аудиторией. Это, например:
- высокая заинтересованность аудитории в теме или в самом ораторе
- эмоции аудитории
- понятливость аудитории
- хорошие вопросы из зала
- личное знакомство оратора с авторитетными для данной аудитории людьми
- доброжелательность, снисходительность аудитории
- высокая квалификация аудитории
- хорошая акустика в аудитории
- полный или почти полный зал.

Упражнение. Подумайте, какие опоры необходимы и какие желательны для успеха оратора, выступающего на следующие темы перед указанными аудиториями.
Тема: «Правила дорожного движения».
Аудитории: первоклассники; ученики курсов вождения; проштрафившиеся водители.
Тема: «Новейшие открытия в астрономии».
Аудитории: публика в планетарии; старшеклассники на уроке астрономии; студенты-астрономы.


16 сентября 2010

Аудиозапись передачи "Ораторское искусство - введение".


Упражнение "Какие бывают слушатели"

а) Продолжите список категорий слушателей:
- пришли получить подтверждение своим позициям, убеждениям, мыслям и образам;
- хотят услышать нечто принципиально новое;
- хотят поддержать выступающего;
- любят посадить оратора в лужу и засвидетельствовать его поражение;
- интересуются процессом освоения истины;
- интересуются конечным результатом;
- воспринимают лекцию как групповое мероприятие;
- воспринимают лекцию как предназначенную для них персонально;
- ценят четкость и логичность;
- ценят поэтичность;
- любят краткость и ясность изложения;
- ценят подробность и детальность изложения;
- практичны до невозможности;
- терпеть не могут даже упоминаний о приложениях;
- любят цветистость, "восточный" стиль;
- любят прямоту;
- ценят тонкости и недоговоренности;
- в первую очередь ориентированы на мысли и идеи оратора;
- в первую очередь воспринимают оратора как такового, в разных аспектах;
- хотят увидеть спектакль одного актера;
- хотят увидеть спектакль со многими участниками;
- хотят играть в спектакле со многими участниками;
- пришли, чтобы выразить публично свои мысли;
- пришли, чтобы предъявить публично себя лично;
- пришли, чтобы понять что-то для себя;
- пришли, потому что их заставили;
- пришли, сами не зная, почему и зачем;
- априорно считают оратора крупным авторитетом;
- априорно считают оратора проходимцем, демагогом и т. п.;
- считают оратора некрупным или узким специалистом;
- считают себя специалистами по излагаемой теме;
- считают себя дилетантами по теме речи.

б) Подумайте, какие категории слушателей для вас желательны, какие допустимы, а каких вы бы не хотели видеть в принципе.

Упражнение "Риторические образы"
Ответьте на следующие вопросы и по своим ответам определите, какой из риторических образов (ораторский, групповой, индивидуальный) представляется вам наиболее, а какой - наименее важным и, возможно, вас в чем-то пугающим. Приведите также свои вопросы, проливающие свет на эту тему, и ответьте на них.
1. Считаете ли вы, что оратор обязан тщательно и серьезно готовиться к произнесению речи?
2. Считаете ли вы импровизацию непременным (наиболее интересным) атрибутом публичного выступления?
3. Безнадежна ли для вас априори речь, которую оратор заранее выучил наизусть? читает по бумажке?
4. Считаете ли вы главным показателем качества речи состояние аудитории в момент произнесения речи?
5. Неприятна ли для вас манера лектора время от времени смотреть на свои записи по ходу лекции?
6. Интересует ли вас обратная связь от публики после вашего выступления? Если да, то какая именно: сразу после него или спустя некоторое время?
7. Важен ли для вас зал (площадка), где вы будете выступать? Стремитесь ли вы его заранее посмотреть, по нему пройти?
8. Можно ли, на ваш взгляд, без специальной подготовки произнести удачную, содержательную, серьезно влияющую на слушателей речь?
9. Чувствуете ли вы во время выступления сильное изменение своего сознания?
10. Чувствуете ли вы во время выступления состояние аудитории? Предугадываете ли ее реакции?
11. Важны ли для вас (в роли слушателя) на протяжении выступления реакции ваших соседей и зала в целом?
12. Приходит ли к вам во время подготовки к речи ощущение будущей аудитории?
13. Способны ли вы предугадать (хотя бы некоторые) вопросы, которые будут вам заданы на вашем выступлении?
14. Какие чувства вы испытываете, выходя в зал для выступления? О чем в этот момент думаете?

15. Меняется ли ваше отношение к аудитории в течение выступления?

Упражнение "Ораторский образ"
Ответьте на следующие вопросы:
1. На что именно должен в первую очередь обратить внимание оратор при подготовке своего выступления?
2. Испытываете ли вы различные эмоции при подготовке речи? какие именно?
3. Думаете ли вы об эмоциональной реакции зала на ваше выступление? планируете ли ее?
4. Считаете ли вы главным в речи ее информационную насыщенность? Готовите ли информацию, заключенную в своей речи, заранее?
5. Считаете ли вы мимику и пластику необходимыми для хорошего оратора? Практикуетесь ли в этом перед зеркалом в процессе подготовки речи?
6. Стремитесь ли вы подготовить свою речь так, чтобы слушатели потом долго ее вспоминали как интересное событие?
7. Считаете ли вы, что главное в подготовке речи - сделать так, чтобы слушатели хорошо усвоили и запомнили ее материал?
8. Насколько тщательно вы проверяете истинность информации, заключенной в вашей будущей речи?
9. Стремитесь ли вы развлечь публику, готовите ли заранее "репризы", чтобы она не скучала?
10. Готовите ли вы заранее вопросы к залу, которые должны пробудить его активность?

Упражнение "Групповой образ"
Ответьте на следующие вопросы:
1. Любите ли вы переживать (радоваться, смеяться, ужасаться и т. д.) вместе с аудиторией?
2. Нравится ли вам веселить аудиторию? приводить ее в недоумение, в страх? чувствовать смену ее настроения?
3. Важно ли вам, на какой позиции находится оратор; в какое положение он ставит слушателей?
4. Какие моменты в ораторском выступлении в наибольшей степени обращают на себя ваше внимание?
5. Любите ли вы, чтобы в выступлении была ясная мысль?
6. Цените ли вы оригинальность мысли оратора?
7. Угнетает ли вас примитивность мышления оратора?
8. Цените ли вы в ораторе актерское мастерство, или для вас важно нечто другое? Что именно?
9. Оттолкнет ли вас небрежно одетый оратор, или вы можете не заметить этого? при каких условиях?
10. Всегда ли вас усыпляет монотонный голос оратора, независимо от содержания его речи?
11. Всегда ли вы стремитесь понять позиции оратора и его ценности?
12. Выделяете ли вы в речи оратора самое главное? Если да, то в чем оно для вас может заключаться?

Упражнение "Индивидуальный образ"
Ответьте на следующие вопросы:
1. Важно ли вам видеть оратора во время речи?
2. Смотрите ли вы на аудиторию во время речи?
3. Важна ли для вас реакция на выступление оратора отдельных слушателей? аудитории в целом?
4. Стремитесь ли вы к личному взаимодействию с оратором?
5. Свойственно ли вам задавать оратору вопросы?
6. Стремитесь ли вы остаться в памяти оратора, произвести на него впечатление?
7. Стремитесь ли вы повернуть выступление оратора интересным для вас образом?
8. Может ли вам понравиться речь, освистанная аудиторией? не понравиться речь, вызвавшая общий восторг аудитории?
9. Важно ли для вас личное внимание оратора? Если да, то что оно вам дает?
10. Обижает ли вас, когда оратор игнорирует ваш вопрос или отвечает на него неудовлетворительно? Влияет ли это на ваше восприятие его речи в целом?
11. Легко ли вам оставаться серьезным, когда вся аудитория смеется? спокойным, когда она волнуется?

Упражнение "Уточнение темы выступления"
Уточните название темы и напишите ее основные тезисы для различных аудиторий.
Тема: "Кошка в доме".
Аудитории: дети от трех до пяти лет; матери семейств; студенты-зоологи; студенты-математики; крупные финансисты; гламурное общество; холостяки; студенты-педагоги.

Упражнение-анкета "Ваше отношение к теме "Ораторское искусство"
1. Имя, фамилия (или ник), возраст.
2. Оцените примерно, как часто (сколько раз в месяц или в год) вам приходится произносить речи, выражая свои развернутые мысли (чувства, позиции):
а) перед членами своей семьи
б) перед друзьями
в) перед любимыми
г) перед начальником
д) перед подчиненными
е) на официальных собраниях в своей фирме
ж) перед большой аудиторией (100 человек и более).
3. Хотели бы вы освоить навыки ораторского искусства? Какие именно?
4. Перед какими аудиториями (индивидами) вы хотели бы научиться свободно выступать? на какие темы?
5. Удовлетворены ли в своим умением слушать выступления ораторов? видеть их недостатки?
6. Важен ли для вас при выступлении контакт с аудиторией? Важно ли для вас управлять ее эмоциями?
7. Что именно в выступлении оратора вы цените выше всего? Ответьте на этот вопрос как оратор и как слушатель.
8. Какой недостаток оратора кажется вам самым главным?
9. Про какие аспекты ораторского искусства вы хотели бы услышать на нашем радио?